Версия для слабовидящих

Эффективное управление болью: ключевые аспекты ведения пациентов

Показать боковое меню

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Задать вопрос

В Минске состоялась международная конференция «Школа управления болью: ключевые аспекты междисциплинарного взаимодействия», организованная Белорусским обществом изучения боли при поддержке БОМО «Клиническая фармакология и терапия». Прошел практический мастер-класс по возможностям УЗ-навигации в лечении хронической боли от специалистов Ассоциации интервенционного лечения боли России. В конференции приняли участие врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий кабинетом лечения боли Могилевской больницы № 1, председатель Белорусского общества изучения боли Сергей Гапанович, заведующий отделением лечения пациентов с хроническими болевыми синдромами ГКБ № 52 (Москва), доктор мед. наук, президент Ассоциации интервенционного лечения боли Павел Генов и другие специалисты.

Залогом успеха в лечении пациентов с хронической болью является сочетание ключевых аспектов — рациональной фармакотерапии, физической реабилитации, психотерапии и интервенционных техник, отметил, приветствуя участников конференции, Сергей Гапанович. В своем выступлении Сергей Владимирович рассказал, как можно организовать сервис боли на уровне многопрофильного стационара.

Gapanovich— Сейчас мы имеем возможность пользоваться опытом наших зарубежных коллег. Например, функционирующая система противоболевой помощи на уровне многопрофильной клиники в Германии Schmerzzentrum — центр, включающий службу острой боли, которая является ключевым элементом в сопровождобении пациентов с острой, послеоперационной болью.

Второй не менее важный компонент — служба хронической боли — кабинет/отделение, предлагает междисциплинарное ведение пациентов с различными по происхождению болевыми синдромами. Кроме того, оказывается консультативная помощь по коррекции боли, при необходимости — пациентам отделений стационара с любой сопутствующей патологией — гематология, ревматология, эндокринология, кардиология и др., — говорит заведующий кабинетом лечения боли.

Мы можем быть специалистами, которые предложат индивидуально подобранную схему лечения с использованием комбинаций базовых и адъювантных анальгетиков, регионарных блоков и т. п.

— Также важна образовательная деятельность, последовательная научно-методическая работа — как для врачей по ключевым принципам управления болью, так и для пациентов, которые, постигнув техники управления болью, должны научиться самостоятельно контролировать ее и понимать, что они не оставлены наедине с болью и вправе рассчитывать на помощь и поддержку даже после выписки из стационара, — продолжает Сергей Гапанович. — Насколько уникальна и перспективна профессия врача-анестезиолога-реаниматолога, сколько направлений развития открывается в контексте будущего этой относительно молодой специальности… Все больше точек соприкосновения у нас имеется с паллиативной медициной, медициной чрезвычайных ситуаций, системой реабилитации пациентов, перенесших ковид, и, конечно же, очень важное направление — медицина боли (алгология) сама по себе.

Далее специалист поделился опытом организации сервиса боли в многопрофильном стационаре Могилевской больницы № 1.

— Это симбиоз двух направлений — службы острой и хронической боли. Вопросы переходной службы боли мы пока не готовы обсуждать. Это касается так называемой ERAS-хирургии — системы ускоренного восстановления после операции и ранней выписки, когда реабилитация и контроль боли происходят уже на амбулаторном этапе, — поясняет Сергей Владимирович. — Мы проанализировали структуру нашей клиники, которая включает большой процент коек хирургического и акушерско-гинекологического профиля, и предложили индивидуальные, основанные на рутинной оценке интенсивности боли и 3–4-уровневой шкале обезболивания ВОЗ, локальные протоколы по лечению боли после операции.

Сергей Гапанович:

Таким образом, предлагается начать именно с организации сервиса острой боли — проанализировать спектр хирургических вмешательств, которые выполняются в вашем стационаре, и предложить этим пациентам с позиций доказательной медицины лучшие протоколы обезболивания, научить проводить оценку боли в динамике всех специалистов — хирургов, травматологов, гинекологов, анестезиологов, медсестер, которые ведут после операционных пациентов.

— Внедряйте современные схемы комбинированной фармакотерапии, регионарные методики с использованием УЗ-навигации, консультируйте пациентов в отделениях. В дальнейшем появится стимул углубляться в проблему боли, изучать специальную литературу, совершенствоваться в новом направлении, — говорит Сергей Гапанович. — Важно понимать, что грамотное сопровождение пациента с острой болью после операции заметно снижает риски развития хронической послеоперационной боли, структура которой намного сложнее, и она не так просто поддается коррекции.

Служба острой боли, по словам эксперта, представлена энтузиастами. Молодые врачи, которые только приходят в специальность, заинтересованы в изучении новых техник, использовании современного УЗ-оборудования, вдохновляются результатами и готовы продвигать данное направление в разных сферах медицины.

— Сейчас мы активно применяем новые так называемые фасциальные блоки, которые можно быстро и безопасно освоить и внедрить в большинстве областей хирургии, тем самым значимо повышая качество обезболивания после операции, — отмечает Сергей Гапанович.

Мультимодальный подход

Второй ключевой компонент сервиса боли — служба хронической боли.

— Лечение хронической боли строится не только на рациональной фармакотерапии и лечебно-диагностических инъекциях. Эффективную стратегию нельзя представить без методов психотерапии (когнитивно-поведенческая терапия, терапия принятия и приверженности, майндфулнесс), — перечисляет Сергей Владимирович.

Сергей Гапанович:

Важная часть работы — это общение с пациентом, обучение техникам самоуправления болью.

— Наравне с психотерапией свою эффективность доказывают методы физической реабилитации, такие как кинезиотерапия, мануальная терапия, комплементарные методы. Хроническая боль — это междисциплинарная проблема, и в основе терапии лежит мультимодальный подход. Основную часть интервенционных вмешательств мы выполняем с УЗ-навигацией. Ультразвук, на мой взгляд, — это первый и самый простой метод визуализации интервенционных техник. Также приобретаем опыт рентген-ассистированных блокад (с помощью мобильной рентген-установки типа С-дуга), но это уже определяется возможностями конкретной клиники, — уточняет Сергей Гапанович.

Таким образом, организовывая службу боли в многопрофильном стационаре, акцент следует делать на качестве лечения; минимизация болевых ощущений после операции — важный критерий качества в целом. Начать, по словам эксперта, следует с рутинной оценки боли по шкалам, ведь правильно управлять можно лишь тем, что можно измерить.

Сергей Гапанович:

Лечение острой боли — это в первую очередь менеджмент. Лечение хронической боли в большей степени зависит от знаний и искусства конкретного врача, но и здесь эффективность его работы непосредственно зависит от организации всего процесса. К сожалению, пока у нас нет систематизированного обучения для специалистов по лечению боли.

Поэтому в первую очередь это личное желание развиваться — смотреть, читать, посещать конференции, мастер-классы. И, конечно, важна поддержка администрации, которая понимает необходимость в организации службы боли и то, как выгодно в этом ключе будет отличаться клиника.

— Только путем длительной комбинации хорошо налаженной рутинной работы, постоянного обучения персонала и просвещения пациентов можно добиться изменения образа мышления, в результате чего лечение без боли станет не только желаемым, но и возможным, — резюмирует Сергей Гапанович.